Управление по делам религий города Алматы

Mobile menu

История Вознесенского кафедрального собора

История Вознесенского кафедрального собора началась задолго до его строительства. В 1872 в Верный переносится из Ташкента кафедра епископа. Центр Семиреченской области становится кафедральным городом. Это обуславливает необходимость кафедрального здания. По архивным документам тех лет, количество прихожан на тот момент составляет около 1800 человек (ЦГА РК. ф.44 оп.1, дд.502262, 502267). 
Строительство Туркестанского Кафедрального собора в Пушкинском парке было начато лишь в 1904 году при епископе Туркестанском и Ташкентском Паисии (Виноградове). Проектировали собор местные архитекторы: Константин Аркадьевич Борисоглебский и Сергей Константинович Тропаревский. Общий надзор за строительством осуществлял областной инженер Андрей Павлович Зенков. Причем именно он вошел в историю, как автор многих уникальных и удивительных идей для строительной практики начала ХХ века. Завершено строительство за два года, в 1906 году, однако освящение нового собора состоялось через год, летом 1907 года.

Собор имеет три придела: Центральный освящен в память праздника Вознесения Господня, южный - Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный Веры Надежды, Любови и матери их Софии, которых считают покровителями Семиречья. 

Следует особо отметить труды главного строителя собора, начальника строительного отделения Семиреченского областного правления, подполковника Андрея Павловича Зенкова – автора гениальной инженерной идеи возведения в сейсмоопасной зоне грандиозного по высоте и объему деревянного здания. В 1911 году Кафедральный собор выдержал катастрофическое землетрясение, постигшее город Верный. 
Вознесенский собор является уникальным архитектурным сооружением. Это одно из высочайших в мире деревянных зданий, самый высокий в мире православный деревянный храм. Высшая точка на верхнем конце креста на главном куполе составляет 39, 64 м, то же самое на верхушке колокольни – 46м. Вместительность – 1,8 тысяч человек. 
Первым настоятелем собора был назначен протоиерей Алексий Шавров.В 1916 году, в городе Верном учреждена кафедра викарного архиерея, на которую назначен епископ Пимен (Белоликов) с титулом Верненский и Семиреченский. 
3 сентября 1918 года преосвященный Пимен был арестован и расстрелян без суда и следствия, бойцами отряда Кихтенко. 

 С 1929 года использовался как Центральный государственный музей Казахской АССР, в связи с чем внутренний интерьер здания был изменен. Колокольня собора использовалась для организации первых радиопередач в Алма-Ате. 

В апреле 1995 года, Указом Президента РК Н.А.Назарбаева, был передан в бессрочное и безвозмездное пользование Русской православной церкви. 
Первым настоятелем Вознесенского собора после его второго открытия стал протоиерей Евгений Воробьев. В июне 1995 года, во время своего визита в Казахстан, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (+2008), совершил в Вознесенском соборе Божественную литургию. 
В 2003 году настоятелем собора был назначен протоиерей Василий Зализняк. В эти годы проводилась реставрация собора, в результате которой был воссоздан иконостас, началась роспись стен.
С 2009 года настоятелем Вознесенского кафедрального собора был протоиерей Александр Милованов. В январе 2010 года, в ходе официального визита в Республику Казахстан, Божественную Литургию в Вознесенском соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В марте 2010 года на Казахстанскую кафедру был назначен митрополит Александр. Недолгое время настоятелем собора был архимандрит Геннадий (Гоголев), ныне епископ Каскеленской, викарий Астанайской и Алматинской епархии.
В настоящее время настоятелем Вознесенского собора является Правящий архиерей – Глава Митрополичьего Округа в республике Казахстан, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Источник: cathedral.kz

Накануне Вербного воскресения митрополит Александр поздравил православных верующих

 Зеленеющие ветви служат знамением победы Спасителя над смертью и Воскресения Христа. 

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил всенощное бдение в Вознесенском соборе Алматы, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу епархии.

На великой вечерне по богослужебному Уставу была совершена лития (усиленное моление) с освящением хлеба, вина, пшеницы и елея (масла).
На утрени митрополит Александр совершил чин освящения ваий – ветвей вербы и ивы, в воспоминание торжественного входа Царя Славы Господа Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания. Зеленеющие ветви служат знамением победы Спасителя над смертью и Воскресения Христа. 
После освящения вербы Глава Православной Церкви обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал о духовном смысле и значений каждого из дней наступающей Страстной седмицы.
Напомним, что Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье за неделю до Пасхи. Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн. У иудеев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными. 
На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название — Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение. Сегодня соблюдающие Великий Пост могут позволить себе более разнообразную пищу — можно есть рыбу, использовать растительное масло и даже разрешается выпить немного красного вина.

Торжества по случаю праздника Богоявления Господня в Алматы

19 января 2015 года - Святое Богоявление; Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В ночь с 18 на 19 января митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил раннюю праздничную Божественную Литургию в главном храме Южной столицы - Вознесенском кафедральном соборе.

Владыке сослужили: руководитель Издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко), духовник Астанайско-Алматинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов); игумен Феодосий (Белобородов); руководитель отдела Округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов; протодиакон Николай Гринкевич; руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин; диаконский чин.

По церковному Уставу, в воспоминание события Крещения Спасителя, по окончании Литургии состоялся чин Великого освящения воды.

Источник: http://mitropolia.kz

Праздник Крещения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В ночь с 18 на 19 января митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил раннюю праздничную Божественную Литургию в главном храме Южной столицы - Вознесенском кафедральном соборе.

Митрополиту Александру сослужили: руководитель Издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко), духовник Астанайско-Алматинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов); игумен Феодосий (Белобородов); руководитель отдела Округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов; протодиакон Николай Гринкевич; руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин; диаконский чин.

Пел хор Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова.

По церковному Уставу, в воспоминание события Крещения Спасителя, по окончании Литургии состоялся чин Великого освящения воды.

В завершение богослужения митрополит Александр окропил храм и молящихся великой агиасмой; духовенство и хор исполнили тропарь, кондак и величание праздника, после чего Глава Митрополичьего Округа обратился к собравшимся с проповедью о духовном значении Крещения Господня в домостроительстве спасения человеческого рода.

В 9 часов утра в соборе состоялась поздняя Божественная Литургия.

Для удобства прихожан раздача святой крещенской воды была организована в нескольких точках, как внутри храма, так и снаружи.

Никольский собор Алматы

В 1904 г. жители юго-западной части г. Верного (Алматы) приступили к изысканию средств для постройки церкви на Зубовской площади. 14 декабря 1908 г. новый храм свт. Николая, созданный по проекту архитектора С.К. Тропаревского, был освящен епископом Туркестанским и Ташкентским Димитрием (Абашидзе).

Исполнителем технических проектов и руководителем церковно-строительных работ был архитектор А.П. Зенков. Первый настоятель храма – свщмч. прот. Александр Скальский. В соборе три придела: центральный — в честь свт. Николая Чудотворца, южный — в честь св. вмч. Пантелеимона, северный — в честь св. вмц. Варвары. В послевоенные годы священноисповедником Николаем (Могилевским), митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским, был устроен нижний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы.