Управление по делам религий города Алматы

Mobile menu


Казахские исламские традиции как важная составляющая в формировании иммунитета к деструктивной идеологии

Автор: СмагуловТалгатБуланбаевич

Теолог-консультант общественногофонда 

«Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет»

 

Город: Астана

С приходом независимости в Казахстан, к нам потянулись разного толка проповедники и миссионеры. В период формирования Казахстана как независимой страны, подобные деятели воспользовались гостеприимством казахского народа, а также их уважением и почитанием религии ислам. Но вместе с религиозными понятиями, харизматичные миссионеры, вместе с чуждой нам культурой и бытом других народов внесли в наши края опасные и пагубные идеи. Подчас эти идеи идут вразрез с культурой и образом жизни казахского этноса и современным укладом государства Казахстан.

Подобная практика может стать причиной надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история. Утрата одной из опор, неизбежно приведет к неминуемому упадку. Сегодня мы являемся свидетелями того, что результатом дискредитации и подрыва авторитета традиционной религиозности казахского народа, в обществе появилась категория людей, посягающих на государственность Казахстана, а также на его самобытность и ментальность. Доказательством этого является то, что мы были свидетелями, как под лозунгом «борьба с тагутом и идолопоклонством» совершались террористические акты против граждан Казахстана.

Для того чтобы противостоять подобной подрывной деятельности и оградить общество от экстремистских проявлений необходимо тщательно изучить и исследовать причину появления подобного противостояния, увидеть ее очаги и найти рычаги воздействия для решения данных проблем.

Основной толкающей силой экстремизма является несогласие сторонников крайних воззрений с недостаточной, по их мнению, религиозностью страны, а также их шариатская безграмотность и непросвещенность в вопросах исламского права.

Последние научные наблюдения и исследования различных форм экстремизма и терроризма показывают, что одним из наиболее эффективных методов противостоянию им, является возрождение и популяризация традиционного ислама казахов путем исследования и оживления культуры, традиций, обрядов национального этноса.

Возможно, это покажется кому-то неоригинально и примитивно, но это действительно может привести к оздоровлению и блокированию экстремизма в регионе в любых его проявлениях. Главный довод в пользу этого, то, что приверженцы экстремистских взглядов прямо или косвенно ведут подрыв авторитетности укрепившегося традиционного ислама из страха потерять свое влияние на умы и сознание своих последователей. А значит, одним из методов блокирования и отталкивания чуждых опасных идей, является поднятие уровня многовекового традиционного ислама.

Опыт показывает, что носителей деструктивных идей пугает образ казаха мусульманина. Следовательно, надо укреплять то, что они стараются разрушить.

Данный небольшой труд, который я хочу представить вам, основывается на сравнении и сопоставлении традиций, обрядов, обычаев, изречений и таинств казахского народа с исламским наследием пророка Мухаммада.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос – Для чего это и что это даст? Ответ следующий – Данный труд, являющийся первым шагом для дальнейших исследований в этом направлении, доказывает о приверженности казахов к исламской религии, что за собой несет следующие результаты:

а) Спад агрессии со стороны приверженцев так называемого «такфира» (обвинение в неверии и отходе от религии и малопросвещенных мусульман) и сторонников борьбы с так называемым «тагутом», с постепенным разрушением подобных экстремистских идей и их поборников.

б) Противодействие сторонникам, так называемого «табдиха» казахов (обвинение в следовании ереси и нововведений в религию).

с) Препятствие проникновению в исламское общество Казахстана чуждых разрушительных субкультур, которые практически не уживаются с ментальностью и образом жизни казахского этноса.

д) Рост уровня патриотизма и самосознания граждан страны, что будет являться гарантией прочности при столкновении с идеологическим натиском извне.

Испокон веков казахи являлись поборниками общечеловеческих ценностей. Поэтому не удивительно, что они легко приняли эту религию, проповедующую именно эти высокие моральные качества. Все это казахи выражали в своих песнях, рассказах, пословицах, обрядах и обычаях.

 

Приветствие казахов друг друга словами «ас салямалейкум», «саламатсиз» что соответствует словам пророка Мухаммеда: «Распространяйте между вами салям (приветствие)!»

 

Когда кто-то чихал, то казахи говорят такому человеку «джаракмалла». Пророк сказал: «Когда чихнул некий мужчина, пророк сказал ему: «Ярхамукалла» (Пусть Аллах проявит тебе милость).

 

Когда у казахской семьи рождается ребенок, близкие и родные поздравляют родителей словами «бауыберікболсын», что означает «пусть крепка будет его вервь». Это связано с тем, что когда младенец появляется на свет, то ему перерезают пуповину, связывавшую ребенка с его матерью. Поэтому казахи желали маленькому человеку укрепления связи с его Господом.  Это соответствует словам Корана «Нет принуждения в вере. Уже явно отличился прямой путь от заблуждения. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах — слышащий и знающий».

 

Если у казахов умирает кто-то из близких и родных, то все люди выражают им соболезнования словами «иманы саламат болсын», «арты қайырлыболсын», что соответствует словам пророка: «А кого Ты упокоишь – упокой в вере!»

 

Саван покойного на казахском языке звучит как «ахырет», что в переводе означает «загробный мир» или «последний путь». Другими словами – одежда в последний путь в загробный мир. Коран гласит: «Они веруют в Аллаха и в Последний день (иумахир), велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников».

 

Источником враждебности и одиозности экстремистских группировок в Казахстане является неграмотность и неосведомленность их членов относительно тонких и глубоких сходств казахских традиций с сунной пророка Мухаммада. Так, на пример:

 

Перед празднованием праздника Курбан «айт» казахи резали барана, называя это «щек». На арабском языке слово «щак» означает «сомнение». Т.е. казахи, не имея часов и календарей, сомневались в точной дате появления месяца, символизирующего начало праздника, поэтому они, проявляя скрупулезность к этой дате, закланяли одно животное за день до настоящего заклания. Т.е. «щек». Хотя многими сторонниками нетрадиционных течений это считается «бидъа» (грех, ересь).

Издревле у казахов считается, что если теряешь что-либо безвозвратно, или эту вещь украли, то это милостыня (садақа). Этому есть подтверждение в хадисе: «Если мусульманин посадит дерево, все, что будет съедено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и все, что будет украдено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и если кто-нибудь нанесет ему урон, это обязательно зачтется ему как милостыня».

Приверженцы же течений, не одобряющих религиозность казахов, безосновательно спешат приписать данную традиционную практику к ереси и заблуждению.

Так же в примерах сподвижников пророка мы находим сходство и подтверждение казахских обрядов. Издревле казахи мазали на лоб младенцев сажу и одевали их в небогатую одежду, ушитую всевозможными пуговицами и монетами, чтобы уберечь от сглаза. Халиф Усман ибн Аффан как-то увидел красивого ребенка и сказал: «Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка, чтобы его не сглазили». Конечно же, казахи не могли не учитывать, что эти слова сподвижника Усмана были сказаны, чтобы тем самым отвлечь внимание тех, кто обладал сглазом. Но среди многих мусульман бытует ошибочное мнение, что это признак многобожия и ереси.

 

Шелпектарату, құраноқыту, өсиетету, шілдеханатойы: все это берет свою основу из постановлений ислама.

 

Казахские высказывания «Таспенаткандыаспенат», «Алланыңкөзітүзуболсын», «Періштеніңқұлағынашалынсын» и другие высказывания являются исчерпывающим доказательством мусульманства казахов.

При тщательном анализе и изучении культуры казахского народа, можно обнаружить бесчисленное количество слов, обычаев, ритаулов связанных с исламом и сунной пророка.

Первые исследования в сапоставлении постулатов ислама и преданий казахского наследия показывают о сотнях и тысячах соответствий и сплетений традиций казахов и сунны пророка Мухаммада.

История свидетельствует о том, что в свое время в состав казахского ханства вошли только мусульманские роды. Те же, кто не принял ислам и остался на своих верованиях, такие как алтайские кыпчаки и найманы, в казахское ханство не вошли.

Знаменитый мавзолей Хаджи Ахмета Яссауи, который является символом ислама Казахстана, представлен как исторический показатель единого политического самосознания казахов, так как в нем похоронены ханы трех джузов (Абылай хан, Есим хан, Абулхаир хан), символизирующих нерушимость и неделимость казахского народа.

Глубокое и объективное изучение данного вопроса позволяет сделать вывод, что казахи, как древняя нация тесно были сплетены с верой и религией, что в итоге привело к воссоединению их этноса с традицией ислама и пророчества.

Мы, являясь потомками своих предков мусульман, донесших до нас религию через тернии испытаний историей, обязаны перенять и передать ее следующим поколениям, и обязаны защитить и оградить наш народ от посягательств на нашу независимость, нацию, религию.

Хочу закончить данное исследование словами Президента Н.А. Назарбаева, приведенные в книге «В потоке истории»:

«Сейчас Ислам, самая распространенная религия современного мира, проходит сложный процесс реформации при сохранении своих фундаментальных постулатов. Недооценивать колоссальной роли этого в процессе национального развития стран, где ислам имеет глубокие исторические корни, просто недопустимо».