Управление по делам религий города Алматы

Mobile menu


Стиль жизни Пророка Мухаммеда (Пророческий Ислам) как самое большое противоядие экстремизма

Авторы: ГалымЖусипбек (доцент СДУ, Алматы), Жанар Нагаева (независимый исследователь)

 

Можно заметить интересный парадокс, те мусульмане или как минимум, люди, выступающие от имени Ислама и которые привержены экстремизму, радикальным религиозным взглядам, на самом деле не знают или же не смогли постичь сути жизни Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), а значит и сути Ислама. Хотя Ислам – это есть следование сути жизни Посланника Аллаха, воплощение в жизнь донесенных им истин и принципов. Ведь он был образцом и эталоном понимания одной из божественных религий, самым большим и верным толкователем Корана. В Коране говорится «Скажи (О, Посланник Аллаха), если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах Прощающий и Милосердный» (Св. Коран, сура 3, аят 31)»

1. Жизнь Пророка Мухаммеда это высокая мораль, воплощение милости и милосердия

Ислам это учение о нравственности и милосердии. Всевышний в Священном Коране так обращается к Своему Посланнику: «И ниспослали Мы (говорит Создатель) тебя (Мухаммед), не иначе, как милостью для миров». (Св.Коран, сура 21, аят 107, «Поистине, ты обладаешь наипрекраснейшим нравом (Св.Коран, сура 68, аят 4).

Пророк Мухаммед подчеркивал: «Воистину, основной частью и целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства». «Без сомнений, Господь добр, мягок и любит видеть в людях именно эти качества. За доброту и мягкость Он дает то, чего не даст за строгость и суровость» «Не сообщить ли мне вам о том, кто запретен для Огня? Запретным для Огня станет каждый близкий к людям, мягкий и лёгкий в общении».

Жизнь Пророка была проявлением мягкости и доброты, милости и милосердия, прощения и высокой этики, что первично в божественной религии, в частности в Исламе. Умение жалеть и прощать было в нем настолько велико, что даже непримиримые враги могли найти прибежище под крылом его человечности, милосердия. Из высказываний Посланника: «Верующий — это тот, с кем люди (в не зависимости от вероисповедания и образа жизни) не боятся ни за себя, ни за свое имущество». «Наилучший из вас тот, от кого исходит только благое. Наихудший же из вас тот, от кого уже не ждут ничего хорошего и кого всегда опасаются». Это также подкрепленно и аятом из Корана, где Всевышний обращается к своему Посланнику: «Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (сура 3, аят 159).

Важно привести некоторые факты из жизни Пророка Мухаммеда:

-Посланник прощал все личностные оскорбления, обиды и несправедливости и никогда не мстил. Он простил всех своих заклятых врагов. После триумфа в Мекке по распоряжению Посланника была объявлена всеобщая амнистия (и это в отношении людей, которые объявили тотальную войну мусульманам, убивали, изгоняли и всячески унижали мусульман), а тот день был назван днем прощения;

-Он никогда не воевал кроме случаев, вынуждавших на самооборону, т.е. все войны были оборонительными. И из 8000 дней пророческой миссии, Пророк Мухаммед только половину дня (13 часов) провел в активных боевых действиях, и это было в тот период времени, когда война и кровопролитие считалось чем-то обыденным. Также нет никаких данных из биографии Пророка доказывающих, что кто-либо пал от его меча.

Однако, пренебрегая истиной гласящей, что Посланник Аллаха был самым высоконравственным и милосердным человеком, радикалы никак не стремятся проявлять человеческую доброту и мягкость. Милосердие, этика и высокая мораль у них никак не в приоритете, более того, они отвергают эти божественные качества в практической жизни, хотя теоретически могут и верить, и принимать их, да и то, в своем узком понимании. Напротив, в прямую противоположность сути жизни Посланника Аллаха, у радикалов резкость, жесткость, неприязнь, а у некоторых сфокусированность на мести могут быть первичными. Радикалы не ставят на центральное место «ахляк» (высокую нравственность»), а наоборот, внушают своим приверженцам быть «отчужденными от других». Делается упор не на то, чтобы «человечностью, милосердием овладеть сердцами других» (что должно быть), а наоборот на то, «чтобы сломать другого». Этому в немалой степени поспособствовали вырванные из контекста некоторые ситуативные аяты Корана и хадисы. Литералистское их понимание, нередко неправильные их смысловые переводы, вырабатывают неприятие, враждебное отношение и отдаляет радикалов от социума, культурных ценностей и традиций, последователей других религий, и воззрений, т.е. так называемых «инаковых», которые не вписываются в их узкие рамки достойных уважения.

Таким образом, жизнь правоверного мусульманина (следующего примеру Пророка Мухаммеда) должна быть стремлением выработать в себе качества настоящего человека, нравственность и благонравие, которые проявляются в жизни верующего как искренность, мягкость, соучастие к другим и развитое чувство милосердия, а также толерантность и порядочность. Его сердце и душа должны быть  широко открыты ко всем, и он должен быть преисполнен человечностью, заботой и любовью к окружающим его людям. Выражаясь иначе, если сердце последователя Пророческого Ислама преисполнено любовью к Всевышнему и его созданиям и нет места для ненависти и злобы, то сердца радикалов преисполнены злобой и ненавистью, которые сторонятся и чураются людей.

2.Стиль жизни Пророка Мухаммеда - это легкость и инклюзивность. - быть всеохватным и щедрым на человеческую доброту

Парадигма Ислама – это легкость, искать дозволенный, но легкий путь, не утруждать. Это является примером Посланника Аллаха, сутью его пути. «Облегчайте, не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте».

И исламское право базируется на принципе, который можно дословно перевести как – «в основе вещей лежит – их дозволенность и суждение что они чисты в религиозном отношении». Однако, радикалы склонны преподносить все крайне узко. Т.е. если  в Исламе принято толковать разрешенное широко, а запреты узко, то у радикалов все наоборот. Они склонны толковать то, что разрешенное узко, а запреты широко.

Пророк говорил: «все вы — дети Адама, а он — сотворен из земли». Посланник Аллаха радушно принимал приглашения как мусульман, так и не мусульман, что кстати говорит об его инклюзивности и является одним из примеров того, как радикалы неверно толкуют некоторые аяты и хадисы, вырвав их из контекста.

В вопросе доказательства веры у человека (что не является самоцелью для верующего, тем более это тема – в «компетенции» только Всевышнего, то что в сердцах ведомо только Ему) правоверные мусульмане, придерживающиеся Пророческого Ислама идут в направлении доказательства наличия веры, принимают в учет любое малейшее доказательство существования ее у человека. Будь это хоть один раз в жизни совершенный намаз или просто хоть один раз сказанное слово аминь в ответ мольбе, или другое что-то незначительное и может быть единожды совершенное. Посланник Аллаха никогда ни разу не обличал кого-либо в вероотступничестве, наоборот, всем своим жизненным примером показывал, что даже с людьми подобным закостенелым лицемерам («мунафики»), следует относиться по человечески и высоко-этично. Он ни разу не нарушил высокую мораль в отношении лицемеров населявших Медину, которые впоследствие растворились в атмосфере человечности Пророка и его сахабов.

Радикалы же, наоборот ищут малейший повод или даже предлог обвинить в безверии кого-либо – т.е. сделать «такфир», что является немаловажным согласно их пониманию и навязываемой им псевдо-религиозной идеологии. К примеру, согласно некоторым псевдофетвам, они должны проявлять жесткость ко всем безбожникам, иноверцам, отступившимся, в числе которых много самих мусульман, не быть похожими на них ни в чем ( ни в одежде, ни в языке ), не вести с ними дела, не состоять в дружеских отношениях и т.п. Зачастую представители маргинальных течений не знают азов религии, клеймя при этом все и вся «би’датом» (пагубным нововведением). Они часто игнорируют первостепенные в божественной религии вещи, такие как этика, права других людей, высокая нравственность, доброта и просто человечность.

Вообще-то с легкой руки обвинять всех других в безверии (куфр) и вероотступничестве (ридда) и считать только себя и себе подобных кучку людей «истинно верующими» и достойными спасения – и есть сектантское мышление, которое загоняет человека в психологическую тюрьму. Со временем подобное неадекватное понимание религии может привести к психологическому синдрому, когда человек приходит к глубокой депрессии, становясь подобно «загнанному животному», считая себя окруженному «кафирами», «муртадами», «мунафиками», хотя все это в реальности не больше чем наущения Сатаны («васваса»)

По большому счеты, радикалы, такфириты, следуя жесткому «эксклюзивизму», деля мир и людей на черный и белый, на своих и чужих , тем самым не следуют пути «первых поколений» и пути Самого Пророка (истинных саляфов), которые были инклюзивны, были человечны, радушны, высокоморальны.

Посланник Аллаха искоренил в своем обществе шовинизм, расизм и дискриминацию. Нигде в Сунне не говорится о приунижении значимости других этносов и языков кроме арабского. Наоборот, Пророк Мухаммед открыл войну всякого рода стереотипам шовинистического общества того времени, однако приверженцы большинства радикальных групп являются проводниками своего рода «арабизации», начиная от лексикона, кончая одеждой и кухней. Хотя, сама по себе Исламская цивилизация является ярчайшим примером «плюрализма, многоликости, колорита». Мусульманские общины от Боснии до Филиппин, от Сибирских татар и казахов до общин Мозамбика и Занзибараотличались особым колоритом, ведь основы Ислама послужили своего рода хребтом, скелетом, а обычаи и традиции, не противоречащие основам Ислама стали плотью великой Исламской цивилизации и мусульманской культуры.

Пророк Мухаммед вставал и подстилал свою одежду, оказывал всячески почет своей молочной матери, которая будучи еще не в Исламе, может быть даже на тот момент язычницей, вся взлохмаченная и не очень-то опрятно одетая приходила навещать его. Посланник вставал с целью оказать почет скончавшемуся иудею. Своих гостей, среди которых были мусульмане, христиане, иудеи и даже язычники (н-р, делегация племени Сакиф) Пророк Мухаммедпринимал радушно в мечети, и при необходимости предоставлял в мечети ночлег и пристанище (н-р, христианам Наджрана). На очень нелицеприятное об идолопоклонниках высказывание одного из сахабов, Посланник Аллаха сказал «Разве не являются самые лучшие из вас- верующих – детьми и потомками этих идолопоклонников?!»

Парадоксально, что перед своей кончиной Посланник Аллаха оставил свой щит в залог у торговца-иудея в обмен на некоторые продукты питания, хотя в Медине было много зажиточных мусульман. И это также является своего рода критерием (ничто в жизни Пророка не было и не могло быть случайностью) для понимания мусульман важности инклюзивности, нормального отношения с представителями других религий и образов жизни, не говоря о защите их прав. Все вышесказанное является достоверной сунной, которая никак не может категоризироваться как аннулированное, т.е. «мансух»

Общество и государство основы, которого были заложены Пророком Мухаммедом и его ближайшими последователями были плюралистическими, инклюзивными и человечными. Хотя уже в недалеком будущем некоторые меркантильные, эксклюзивистски- настроенные мусульмане убили внуков Пророка Мухаммеда, взяли бразды правления в свои руки, объявив себя «тенями Бога» на земле, основали милитаристские династии.

Как видим, радикалы ни одно из вышеуказанных примеров инклюзивности, всеохватности Ислама, являющееся одной из основ Сунны, не смогли воспринять и воплотить в жизнь.

3. Пророческий Ислам – уважение семейных ценностей, института семьи.

Одним из ключевых отличий между Пророческим Исламом и радикальными течениями является отношение к семье, семейным ценностям и взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Для последователя Пророческого Ислама семья священна и является уголком рая в этой жизни, где он старается быть образцовым семьянином – мужем, отцом, где царят любовь и согласие, уважение к родителям. Как завещал Посланник Аллаха «лучшие из вас те, кто обладает наилучшим нравом, а наилучший нрав у тех, кто наилучшим образом относится к своим женам». Одной из рекомендаций Посланника для мужчин для счастливой семейной жизни является терпение ко второй половине, позволяющее ей в полной мере раскрыться в качестве спутницы жизни, матери, опоры. Посланник Аллаха остерегал от проявления черствости, грубости. Своим примером, согласно достоверных данных, показал, что не стоит пренебрегать в помощи по домашним делам.

Однако радикалы рассматривают женщину как создание рангом ниже, поэтому злоупотребляют институтом семьи и институтом многоженства, более того, они извращают институт семьи.

4.Стиль жизни Пророка Мухаммеда это скромность и внушение оптимизма

Правильно понимаемое Единобожие и Сунна Пророка Мухаммеда  ведет человека к скромности и человечности. Скромность и человечность две части одного целого. Сам Посланник Аллаха нигде ни в одном хадисе не говорил о дозволенности смотреть на людей свысока, проявлять свое личностное или коллективное/ общинное (джамаатовское) высокомерие. Наоборот, Пророк предостерегал, «кто имеет в сердце хоть крупицу гордыни, высокомерия, не попадет в Рай». Посланник Аллаха показал, что величие – это скромность и искренность, говоря: «Я ведь человек, которого родила обычная женщина, евшая черствый хлеб».

Если последователь Пророческого Ислама далек от гордыни, ибо осознанная вера в Единобожие блокируют всякого рода гордыню, то радикалы (где-то осознано, где-то неосознанно), с багажом знаний всего несколько «религиозных» книг, преисполнены гордыни, ибо только себя считают единственно верными, а всех других заблудшими и отступившимися.

Отчаиваются в милости Господа, лишь заблудшие (Св. Коран, сура 15, аят 56). Следование правильно понимаемой Сунне Пророка Мухаммеда означает источать и внушать оптимизм. Одним из проявлений этого было то, что Посланник Аллаха не отчаивался ни в ком, не ставил крест ни на ком. Он обращался  и шел на диалог с лидером врагом Ислама Абу Джахлем несколько десятков раз, ни в коем случае ни отчаивался ни в людях Таифа, Мекки.

Напротив,  радикал или сектант испытывает пессимизм и внушает пессимизм - ведь все вокруг заблудшие. И из-за своего отчаяния и глубоко засевшего пессимизма он и идет на насилие, хотя отчаяние – это качество Сатаны, из-за отчаяния он не покаялся перед Богом.

5. Стиль жизни Пророка Мухаммеда это всестороннее развитие.

Пророк Мухаммед всячески поощрял всестороннее образование и поиск знаний. Он отпускал пленных врагов мусульман, взамен на обучение неграмотных мусульман, основал прообраз непрерывного учебного заведения, где жили и обучались молодые, нередко не имевшие материальных средств мусульмане. Он взрастил из своих жен – наставниц человечества, например, мать правоверных Айша стала непревзойденным ученым в области хадисов, была сильна в астрономии и логике.

Но у радикалов не поощряется даже элементарное логическое мышление, не говоря о науках, нужно все понимать буквально, с учетом мнений только своих «шейхов». Ограничивается, порицается какое-либо творческое начало в религиозной деятельности не запрещенное в Исламе из-за незнания азов религии, когда все клеймится «би’датом». И это является непониманием сути Ислама и стиля жизни Пророка Мухаммеда. 

Одним словом, правильное понимание стиля жизни или сути «Сиры» (жизни Пророка Мухаммеда) является самым большим противоядием экстремизма, радикализма и терроризма осуществляемые под псевдо- религиозными девизами. И мусульмане, придерживающиеся экстремистских взглядов не могут считаться последователями пути Пророка Мухаммеда, приверженцами Пророческого Ислама, так как не смогли еще постичь духа Корана и Сунны, общий смысл и контекст Ислама, что можно передать одним словом – «истинная человечность».