В Алматы организовали курсы для учителей школ, преподающих предмет «Светскость и основы религиоведения»

Опубликовано: 18.10.2018

В 2018 году по заказу Управления по делам религий города Алматы «Центром мониторинга и анализа» Управления внутренней политики на базе Института повышения квалификации и подготовки кадров системы образования города организованы 5 курсов повышения квалификации для 79 учителей школ, имеющих историческое образование.

Вопросы, связанные с повышением информированности и знаний работников сферы образования, является важной задачей государственных структур и образовательной системы в целом. В постиндустриальном обществе знания и навыки работников сферы образования особенно важны для обучения, воспитания молодого поколения Казахстана в духе патриотизма, и  прививании ценностей гражданского общества, межэтнического и межконфессионального согласия.

В целях повышения знаний и информированности по различным аспектам современного религиоведческого образования и воспитания, акиматом города Алматы на постоянной основе реализуются и организовываются курсы, семинары и другие мероприятия для учителей, населения и разных социальных групп.

Лекторами данных мероприятий выступиют известные ученые-религиоведы, доктора философских наук кафедры религиоведения и культурологии Казахского национального университета имени Аль-Фараби – Курманалиев Айнур Дурбеленовна, Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева – Билялова Гульмира Кайсаровна, доктор философских наук Бейсенов Багдат Кайбылдаевич,молодые ученые, магистры религиоведения Абдуллаев Нуржан, Берикбаев Елнар, Кудайкулов Турсын и другие специалисты в сфере религии.

В текущем году по сравнению с предыдущим в ходе курсов для учителей были организованы экскурсии в Центральную мечеть города Алматы, «Никольский собор» Русской православной Церкви, «Римско-католический кафедральный собор» Пресвятой Троицы, «Центр церкви «Голгофа» Евангельских христиан баптистов». Особенностью таких экскурсий является то, что религиозные служители проводили встречи с учителями, в ходе которых рассказывали о своих конфессиях, демонстрировали религиозную атрибутику и архитектуру культовых объектов.

Об одном из курсов повышения квалификации педагогов, мы поговорили с лектором, экспертом, доктором философских наук Биляловой Гульмирой Кайсаровной. Она отметила, что Управление по делам религий города Алматы под руководством Айдара Есенбекова проводит большую эффективную практическую работу в рамках «Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы» и «Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 годы». По ее словам, проведенные в сентябре-октябре 2018 года курсы для учителей общеобразовательных школ, преподающих предмет «Светскость и основы религиоведения», являются важной работой.

Основными целями этих курсов является повышение религиоведческих знаний, оказание информационной, методологической, научной и практической помощи учителям данного предмета, повышение навыков интерактивных методов преподавания. Программа организованных для учителей курсов является комплексной и направлена на углубленное изучение вопросов светского религиоведения педагогами.

Программа повышения квалификации учителей по предмету «Светскость и основы религиоведения», состоящая из 72 часов, включает следующие направления:

1) актуальные научно-методологические, теоретические и практические вопросы данного учебного курса в Республике Казахстан;

2) принципы светскости государственной системы;

3) государство и религия;

4) принципы государственной политики в религиозной сфере;

5) «Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы» в контексте образования и школы;

6) «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 годы»;

7) законодательство в религиозной сфере в Республике Казахстан;

8) взаимодействие государственных органов с религиозными объединениями;

9) навыки интерактивного преподавания;

10) культура и религия;

11) история, вероучение и культовая практика национальных и мировых религий;

12) особенности деструктивных религиозных организаций;

13) запрещенные религиозные экстремистские и террористические организации (история возникновения, причины, радикальные идеи, психологические типы террористов);

14) документальные фильмы и видеороликипо религиозной тематике (анализ их содержания с позиции светскости, навыки определения негативного влияния);

15) официальные интернет-сайты в Республике Казахстан в религиозной сфере;

16) интернет-ресурсы по религиозной тематике (объективный и критический анализ содержания и степени психологического влияния).

Доктор философских наук, эксперт-религиовед Билялова Г.К. ответила на вопросы, связанные с преподаванием предмета «Светскость и основы религиоведения».

Имеются ли на сегодняшний день какие-либо проблемные вопросы при преподавании предмета «Светскость и основы религиоведения», которые обсуждались на курсах?

— Учителя школ Алматы, обучающиеся на курсах, отметили недостаточное количество часов для изучения такого важного предмета, как «Светскость и основы религиоведения». Они особо обратили внимание на то, что 34 часа в 9 классе хватает только для того, чтобы дать информационные, а не углубленные религиоведческие знания.

Педагоги также отметили, что проводят воспитательную и разъяснительную работу в школах. Например, ситуация с ношением хиджабов на занятия. Данный вопрос был разрешен методом разъяснительной работы, проводимой администрациями школ при участии представителей Управления по делам религий города Алматы, которые в доступной форме были объяснены принципы светскости в образовательной системе и обязанности следовать Закону Республики Казахстан «Об образовании».

На протяжении определенного времени обсуждается вопрос того, чтобы данный предмет преподавали специалисты-религиоведы вместо учителей историков. Как Вы считаете, нужно ли привлекать количество религиоведов в преподавании этого предмета?

— Выпускники по специальности «Религиоведение» нужны для государства, их количество важно увеличивать в соответствии с заказами регионов страны, так как данные специалисты работают и в государственных структурах и в образовательных учреждениях.

Однако, при приеме на работу в школы необходимо учитывать уровень образования, знаний, количество набранных баллов по системе оценки знаний в дипломе (GPA баллы). Если оценки, полученные специалистом по тем или иным дисциплинам ВУЗа слабые, то имеется ли необходимость допускать его/ее к преподаванию в школе.

В случае, если в школе нет педагога-религиоведа, то на данный момент, для преподавания этого предмета специалисты-историки являются самыми подготовленными. Учителя-историки имеют обширную гуманитарную базу подготовки, особенно выпускники педагогических вузов, где особое внимание уделяется педагогике обучения, возрастной психологии, методике преподавания. Кроме того, учителя-историки, пройдя курсы повышения квалификации по религиоведению, могут преподавать этот предмет.

В будущем важно рассмотреть возможность введения отдельной специальности в бакалавриате «история – религиоведение» и «религиоведение – история».

Недавно, в одном из разъяснительных мероприятий по вопросам религий, подросток высказал предложение о том, чтобы продлить преподавание предмета «Светскость и основы религиоведения» в 10-х и 11-х классах школ. Как Вы думаете, можно ли рассмотреть данный вопрос?

— В настоящее время предмет «Светскость и основы религиоведения» преподается в школах лишь в 9-м классе 1 час в неделю. Конечно же, за один учебный год трудно углубленно изучить этот предмет, поэтому думаю целесообразно вынести на рассмотрение Министерства образования и науки РК вопрос преподавания данного предмета в 10-х и 11-х классах школ.

До 1995 года во всех высших учебных заведениях страны преподавалась дисциплина «Религиоведение», в особенности в педагогических ВУЗах. Например, выпускники исторических и филологических факультетов могли работать заведующими по воспитательной работе, преподавателями, учителями в школе, и уже были подготовлены в вопросах религий, или же в учебных заведениях, где обучаются специалисты для силовых структур страны, получив основные знания по религиоведению, были более осведомлены в религиозных вопросах.

Думаю, что во всех высших учебных заведениях страны обязательно нужно вести учебную дисциплину «Религиоведение», как было у нас в республике до 1995 года. После того, как данный предмет перестали преподавать, в казахстанском обществе мы видим религиозную безграмотность студенческой молодежи, представители которой затем становиться профессионалами в разных сферах и самое главное, являются будущим нашей страны.

Некоторые эксперты говорят, что повышая религиозную грамотность населения мы сами подталкиваем людей к поиску религиозных знаний, вы согласны с этим утверждением?

― Важно уточнить, что мы размышляем не о религиозных знаниях, мы поднимаем вопрос о светском религиоведении, например, познание истории, вероучения и культуры буддизма, христианства, ислама. Это духовно обогащает человека, воспитывает уважение к мировым и традиционным религиям, помогает быть толерантным и интеллектуально развитым человеком XXI  века.

По словам лектора Биляловой Г.К., в ходе курсов, проходивших в сентябре-октябре текущего года, учителя предмета «Светскость и основы религиоведения» вынесли предложение по созданию в городе Ассоциации учителей предмета «Светскость и основы религиоведения». Через работу подобной ассоциации педагогами видится цель обмена мнениями, опытом преподавания, информацией касательно актуальных проблем педагогики в сфере религиоведения.

P.S. 10 октября текущего года представители Управления по делам религий города Алматы вручили сертификаты учителям, прошедшим вышеупомянутые семинары. Педагоги, в свою очередь, выразили благодарность организаторам столь важных разъяснительных и обучающих мероприятий.

Источник: https://newtimes.kz/obshchestvo/79663-v-almaty-organizovali-kursy-dlya-uchitelej-shkol-prepodayushchikh-predmet-svetskost-i-osnovy-religiovedeniya?_utl_t=wh