Светскость и основы религиоведения

Опубликовано: 31.05.2018

Я со студенческой скамьи  уже много лет работаю в школе учителем истории и обществоведения. В девятом классе веду  факультативный курс «Светскость и основы религиоведения» Очень интересный предмет, на котором  важно заинтересовать ребят, а главное дать правильное понимание всех вопросов, касающихся религий. И хотелось бы отметить, что очень правильный подход к тому, что в последние три года вместо «Основы религиоведения» введен курс «Светскость и основы религиоведения.  Понятие «светскость» в современном  осмыслении означает: 

— нейтралитет государства по отношению к любой религии;
— его независимость от любой религии. Как и независимость религии от государства;
—  свобода совести и вероисповедания,  свобода изучать и критиковать религию;
— отсутствие какой бы то ни было официальной религии и по своему  выбору или не исповедовать ни одной;
— свободный от любой религии характер государственной школы.

Сущность светскости можно выразить в следующих понятиях:

— нейтралитет ( государства и школы);
— независимость ( государства от религии и наоборот);
—  свобода ( совести и вероисповедания).

Светскость не обозначает антирелигиозность, она не позволяет религии подчинить себе государство, как  и государству подчинить себе религию.

Казахстан – демократическое, правовое, светское государство, в котором признается свобода вероисповедания как основное права человека. Поэтому каждый гражданин  Казахстана имеет право  выбора вероисповедания. В  нашей республике определились две основные традиционные религии: Ислам ханафитского мазхаба суннитского  толка, которого  придерживаются тюркоязычные народы, и христианство православного направления —  религия славянских народностей. Учитывая эти факторы , по распоряжению нашего Президента  мусульманский праздник –Курбан Айт и православный христианский праздник Рождество были закреплены в республике как выходные дни.  В своей книге « В потоке истории» Президент Н. А. Назарбаев писал: « Мы должны быть готовы к росту  религиозности в общественном сознании, и в  этом нет ничего опасного. В целом , религия не учит ничему, кроме истин  и без того очевидных. Единственное , что опасно для нас , так это то , что уровень наших религиозных знаний не на должном уровне и отсутствует методика преподавания предмета.

В мае 2018 года мне посчастливилось обучаться на курсах повышения квалификации по предмету «Светскость и основы религиоведения» организованным Управлением по делам религий города Алматы совместно с «Центром мониторинга и анализа» Упраления внутренней политики. Было очень интересно, а главное познавательно. Преподаватели рассказывали нам о национальных религиях, о трех мировых религиях, сопровождали лекции интересными видео материалами. Полученные знания закрепляли  посещением  алматинских  религиозных учреждений – Католическая церковь, Церковь евангельских христиан баптистов, Православная церковь, Центральная мечеть. Лекции были содержательными, понятными. На уроках можно использовать полученные знания.

Сегодняшнее молодое поколение, будущие  достойные граждане нашей страны имеют полное право познавать религию. И предмет « Светскость и основы религиоведения» поможет укрепить принципы гражданственности, патриотизма, гуманизма и демократии, уважение к религиозной культуре различных народов и общечеловеческим ценностям. Изучая предмет, ребята  получают информацию о существующих в мире религиозных конфессиях, понять их общую гуманную сущность. Это поможет учащимся правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, отличать истинные законы религии от ложных лозунгов.

Казахстан- территория межконфессионального согласия. Государство в равной мере толерантно относится к исламу , православию , к конфессиям других вероисповеданий. С момента обретения независимости в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в области межконфессиональных отношений.  Конституция Казахстана утверждает равенство всех граждан страны независимо от их этнической принадлежности и религиозных предпочтений. Культура и духовное наследие всех этнических групп в нашей стране рассматриваются, как общенациональное достояние. Всем гражданам гарантируется равные права в отстаивании и реализации своих интересов.

В Конституции  Республики Казахстан   есть отдельные статьи,   где не допускается пропаганда или агитация религиозного превосходства. В 2011 году  был принят Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», согласно которому государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер». Также в Казахстане запрещены создание и деятельность организаций, которые разжигают религиозную вражду или рознь. Религиозные объединение не участвует в выборах органов государственной власти и управления. Не допускается образование партий  и других политических организаций религиозного характера. Священнослужители имеют право  участвовать в  выборах,  только от своей имени , а не от имени религиозного объединения. Также есть Указ Президента РК  от 20 февраля 2000 года « О мерах предотвращения и запрещения проявлений  терроризма и экстремизма». Также Съезды лидеров мировых и традиционных религий  проходят в г. Астана. Была принята Декларация , в котором  духовные лидеры заявили о совместных действиях по обеспечению мира и прогресса для человечества и сохранению стабильности в обществах , как основа гармоничного мира в будущем. Наша страна  имеет богатый опыт поддержания межэтнического и межконфессионального согласия и готова к широкому и эффективному сотрудничеству в этой сфере. Президент Казахстана, восприняв положительный мировой опыт по мирному межконфессиональному сосуществованию, сумел его обогатить новыми идеями, благодаря многовековому духовному наследию нашего народа.

Еще хотелось бы сказать о толерантности. В нашем понимании, толерантность – это, прежде всего, уважение, а не терпимость, потому что каждый имеет право на свободу мнения, выбор религии, реализацию себя как личности, а значит, мы должны уважать чей-то выбор, даже если он расходится с нашим личным выбором. Понятие толерантности подразумевает искренность, какое-то внутреннее, духовное убеждение.

А как же понимают толерантность школьники и как воспитывать в них это? Базой  для исследования этих вопросов стала  школа, в которой автор  работает с 1991 года – сш. им. Шакарима Кудайбердыулы Бостандыкского района города Алматы.  Обыкновенная общеобразовательная  средняя  казахско-русская школа. Но состав учащихся – многонациональный – 60% — казахи, 25% — русские, 15% — метисы, балкарцы, азербайджанцы, уйгуры, узбеки, таджики.

Были проведены следующие исследования по школе: учащимся 10-11-х классов  задавался  ряд вопросов, картина получилась следующая: —

  1. «Разжигание национальной розни – это преступление, за которое нужно наказывать» (100% — 10 класс, 93,5% – 11 класс);
  2. «В Казахстане равные возможности для развития и сохранения своего языка, взглядов, традиций» (76,5% — 10 класс, 77,4% – 11 класс);
  3. «Казахстан – многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть казахом по национальности» (11,8% — 10 класс, 19,3% — 11 класс). Было задано порядка 30 вопросов. Ребята отвечали открыто и честно.

Данные результаты говорят о необходимости информировать ребят, обсуждать с ними  многие вопросы, касающиеся толерантности необходимою Казахстан остается одной из немногих стран на постсоветском пространстве, где царит национальное согласие. По итогам общереспубликанского опроса общественного мнения,  50,2% респондентов назвали межнациональные отношения в Казахстане спокойными, 33,9% — дружескими, 13,3% — нейтральными и только 2,1% — напряженными.

Сегодня в Республике почти 3,5 тысячи школ, где дети обучаются на казахском языке, 2,5 тысячи школ обучают на русском языке, в 78 – на узбекском, в 13 – на уйгурском, в 3 – на таджикском и в одной — на украинском. В 2017 школах предметы преподаются на нескольких языках. В 143 школах дети изучают 14 языков в качестве родных. За последнее время в Республику вернулось более 40 тысяч семей этнических казахов. Как правило, местное население относится к ним совершенно лояльно.

Президент Н.А.Назарбаев подчеркивает, что доминирующей является идея единства и целостности народа Казахстана. «Каждый казахстанец, независимо от его национальной или религиозной принадлежности, должен сознавать, что Казахстан – это плоть от плоти его родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом случае проявляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытывают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир теперь знает,  как Казахстан». А в Казахстане считают, что национальная политика государства может быть эффективной при непосредственном участии в политических процессах представителей всех этнических организаций. Опытом вовлечения их в политику стала созданная 1 марта 1995 года Ассамблея народов Казахстана. Работу Ассамблеи между сессиями осуществляет Совет Ассамблеи, объединяющий 63 представителей членов Ассамблеи.

Таким образом,  государством созданы все условия, обеспечивающие широкие возможности для самореализации представителей различных религиозных взглядов и конфессий настоящего и будущего поколений, с учётом четкого понимания  ими всех тонкостей той или иной религии. Именно поэтому обучение и воспитание учащихся в духе светскости и толерантности имеет такую актуальность сегодня, закладывая ту самую основу мирного и светлого будущего страны!

Насырова Модангуль Усмановна

Официальный источник: http://zanmedia.kz/2018/05/31/svetskost-i-osnovy-religiovedeniya/